Способы развития памяти у ребенка

Начинать развивать память малыша нужно с самого раннего детстваСпособность быстро и хорошо запоминать информацию – необходимое умение в жизни. Оказывается, начинать развивать память малыша нужно с самого раннего детства, тогда ему будет намного проще усваивать новые знания в старшем возрасте. Но как это сделать? Конечно же, используя любимое занятие малыша – игры.

Свойства такого уникального вещества, как мозг человека, до сих пор полностью не изучены. Но известно точно, что потенциал в каждом человеке заложен огромный, причем далеко не все грани собственных возможностей мы успеваем открыть в течение жизни. Установлено, что первые зачатки памяти появляются еще у не рожденных детей. Находясь в утробе матери, будущий младенец уже способен запоминать разные слуховые ощущения. Новорожденный способен вспомнить, как звучит голос его мамы, какую музыку она любила слушать во время беременности, а так же, звук маминого бьющегося сердца.

Ученые проводили эксперимент, в ходе которого младенцы прослушивали записи женских голосов, один из которых был материнский. Малыши безошибочно узнавали родной тембр и начинали активнее сосать молоко.

Помимо слуховых ощущений плод в животе у мамы запоминает через амниотическую жидкость вкусы и запахи, эти ощущения могут сформировать у ребенка вкусовые предпочтения аналогичные материнским.

А после рождения перед малышом открывается новый большой мир, наполненный разнообразными ощущениями, воспринимаемыми через все пять органов чувств. Следует помнить, что до трехлетнего возраста у детей задействовано, в основном, правое полушарие мозга, способное накапливать информацию. Малыши запоминают все на уровне чувств и эмоций, поэтому мы практически ничего не помним о себе в раннем детстве, кроме достаточно расплывчатых ощущений.

Однако уже в этом возрасте следует приступать к формированию памяти ребенка, формируя, так сказать, «базу», развивая навыки наблюдательности, внимательности и проявление пытливости ума.

Для этого можно применять несложные игры, которые стимулируют развитие необходимых навыков и приносят массу удовольствия и малышу, и родителям.

Одной из таких игр являются традиционные «прятки», в которые малыши с удовольствием играют, начиная с раннего возраста. Мама, закрывая свое лицо ладонями, спрашивает у ребенка: «Где мама?». В это время в мозге ребенка сохраняется зрительный образ матери. А когда мама откроет лицо со словами: «А вот она!», малыш испытывает радость, от того, что образ «из памяти» совпадает с реальным.

Месяцев с десяти, можно играть с ребенком в игру «Найди мячик» (или любую другую игрушку). Суть игры заключается в том, что мама на глазах у малыша «прячет» игрушку под одну из двух лежащих рядом пеленок, после чего, предлагает найти мячик (кубик, куклу – неважно). Ребенку придется вспомнить, куда мама положила игрушку, он сдернет нужную пеленку и испытает радость от своей сообразительности. Игру нужно повторить несколько раз, пряча игрушку всегда под одну и ту же пеленку, чтобы закрепить навык.

Когда ребенок хорошо запомнит, где «прячется» от него игрушка, нужно будет поменять место расположение предмета, положив его на глазах у малыша под другую пеленку. Вас может удивить, но, несмотря на то, что малыш отлично видел, куда вы положили мячик на этот раз, он может всерьез задуматься о том, где искать игрушку. Может быть, он попробует пройти по «проторенной дорожке», сдернув для начала ту пеленку, которую он «зафиксировал» в памяти. В последствии, игру можно будет усложнить, пряча мячик так, чтобы малыш не видел, куда вы его положили. В этом случае, ребенок будет учиться находить игрушку по изменению формы лежащей пеленки.

После того, как малышу исполнится два годика, с ним можно начинать играть в игру «Чего не хватает?». Для этой игры понадобиться несколько игрушек, которые сначала выкладываются в ряд перед ребенком, а потом, когда он отвернется, одну из игрушек убирают. Малыш должен будет назвать или показать тот предмет, которого «не хватает».

Более сложные вариант этой игры, когда игрушки меняют местами, а ребенку предлагают восстановить запомненный им первоначальный порядок. Можно так же, наоборот, добавить какой-то предмет в ряд и спросить у ребенка: «Чего тут не было?».

Словом, вариантов игр на развитие памяти придумать можно много, главное, чтобы ребенку эти занятия доставляли удовольствие. Ведь, испытывая приятные эмоции запомнить что-то гораздо легче, наверняка, вы и сами это знаете.

Развитие памяти неотделимо от развития речевой функции, поэтому важно выслушивать малыша, если он пытается что-то рассказать. Нужно побуждать его рассказывать, что он видел, например, на прогулке, задавая вопросы, чтобы ему было легче. Стоит говорить с ребенком о «прошлом» вспоминая, например, вчерашний день, а так же строить планы на будущее, чтобы у ребенка формировалось понятие временных рамок.

Обязательно интересуйтесь мнением ребенка о просмотренном мультфильме или прослушанной сказке. Заучивание разнообразных стишков, песенок и потешек отлично тренирует речевой аппарат и способствует развитию памяти.

Аватар пользователя irina
14 Сен 2011 в 16:58 irina пишет:

Удивительно, но многие детские стишки - те, самые первые, по прошествии времени дети забывают и вспоминают лишь после того, как кто-то им стишок расскажет полностью.